Ulanova
  Формирование системы непрерывного образования является базовым компонентом национальной модели по подготовке кадров Узбекистана. Основным стратегическим направлением развития хореографического образования является коренное реформирование всей системы непрерывного образования хореографов, создание организационных условий и внедрение нового содержания подготовки специалистов-хореографов на уровне развитых демократических государств, отвечающих требованиям высокой духовности и нравственности.

При разработке концептуальных основ хореографического образования руководствовались следующими директивными принципами государственной политики в области образования:

- гуманистический и демократический принцип обучения и воспитания;

- непрерывность и преемственность хореографического образования;

- общедоступность хореографического образования в пределах государственных образовательных стандартов;

- единство и дифференцированность подхода при выборе образовательных и профессиональных программ;

- поощрение образованности и таланта;

- сочетание государственного и общественного управления в системе хореографического образования.

Реализация указанных принципов развития непрерывного образования на современном этапе предусматривает

 

СТРУКТУРНУЮ ПЕРЕСТРОЙКУ СИСТЕМЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

- введение двухступенчатого (спец.школа-колледж) специального образования по исполнительским специализациям; артист балета (шифр 3211301), артист ансамбля народного танца (шифр 3211302) , а также Высшего Вузовского образования по искусству хореографии  (академическая  степень – бакалавриат, код 5211300) по видам профессиональной деятельности:

- педагог-хореограф

- руководитель хореографического коллектива

- балетмейстер-режиссер

В 2004 году было открыто новое направление бакалавриата  «Искусствоведение» по хореографии.

Разработаны государственные образовательные стандарты нового поколения по всем направлениям обучения ТГВШНТиХ в системе школа - колледж-ВУЗ.

Координатное улучшение кадрового потенциала системы хореографического образования

В этом аспекте руководством  ТГВШНТиХ реализуются следующие конкретные меры:

I.  Обеспечение эффективной реализации образовательных программ за счет повышения квалификации профессорско-преподавательского состава различного уровня.

- в 2010 году прошли курсы  повышения квалификации педагоги

Колледж:

Отделы

Общее

количество

человек

Количество

прошедших

%

Место повышения

квалификации

1

Отдел хореографии

25

9

36%

ТГВШНТиХ

2

Отдел

общеобразовательных дисциплин

25

5

20%

ТТПУ

3

Музыкальный отдел

11

5

45%

УГК

Кадровый состав хореографического колледжа

Колледж - 61 педагог

ВУЗ:

Кафедры

количество

специалистов

Количество

прошедших

%

Повышение

квалификации

1

Хореографии

13

9

69 %

ТГПУ, ЭУ

2

Теория и история искусства

6

5

83 %

ТГПУ, ЭУ

3

Гуманитарных дисциплин

3

2

66,6 %

ТАТУ, УЗГУМЯ

Кадровый состав хореографического ВУЗа

ВУЗ - 37 педагогов

- подготовка нормативной базы  и открытия магистратуры по базовым видам   деятельности хореографов и искусствоведов  (Госстандарт, типовые учебные планы);

- совершенствование работы по предоставлению работников Высшей школы к почетным и ученым званиям, ведомственным премиям и знакам отличия;

За 2009-2010 учебный год  в соответствии с нормативными требованиями Высшей аттестационной комиссии АН РУ были выдвинуты на должность доцента и профессора, следующие педагоги:

1. Должность доцента: Хамраева Г.Р., Мухамедова У.Н., Аманмурадова С.Ч.

2. Должность профессора: Мелькумова Э.И., Нурмухамедов Т.Р.

- внедрение и дифференциация разнообразных социальных выплат с использованием внебюджетных средств  в соответствии с нормативными законодательными актами.

- подготовка и переподготовка квалифицированных управленческих кадров:

Ф.И.О.

Должность

Дата

Место проведения

Мелькумова Э. И.

Заведующая кафедрой

«Теории и истории искусств»

2008

Институт Высшей педагогики

Икрамходжаев Ф. С.

Проректор

по духовно нравственной работе

2010

Фонд « Истеъдод»

Жазилов А. К.

Проректор по финансовым и экономическим вопросам

2010

Фонд « Истеъдод»

Хасанова Л. Т.

Проректор по учебной и научной работе

2010

Фонд « Истеъдод»

- создание условий для научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава в рамках педагогической и научной деятельности:

Руководство кандидатскими и докторскими диссертационными исследованиями (Мухтаров Э.А.,Мелькумова Э.И.), а также участие в программных плановых работах, грантах:

1) Мухтаров Э.А., Фундаментальный двух -  годичный проект «Проблемы интеграции западноевропейской классики в узбекском театре».

2) Юлдашев Т.И. Прикладной трёх -  годичный проект «Детские театры Узбекистана»

     

II. Коренные изменения образовательных и профессиональных программ с учетом достижений науки, искусства, техники и технологий.

Коренное обновление, развитие системы хореографического образования выступает сегодня как составные взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы единого целого процесса. Современная система хореографического образования  основана на принципах непрерывности и преемственности содержания образовательных и профессиональных программ. В первую очередь подчеркнем ликвидацию такого недостатка как разрыв между общеобразовательными программами на рубеже 9 классов, образовательными и профессиональными программами на рубеже  «9 класс - профессиональный колледж» и «Хореографический колледж - Вуз». Освоение этих программ обеспечивает подготовленность выпускников к реальной жизни, активному участию на рынке труда и образовательных услуг.

Были развиты и дополнены как действующие образовательные программы, так расширен перечень, прежде всего профессиональных образовательных программ, реализуемых:

В спецшколе: учебные предметы « Труд»,  «Рисование»,  «Практика» по классическому танцу для 1 спец. класса.

В колледже: « Основы бизнеса и предпринимательства», спец. курс по работам И.А. Каримова, спец. курс « Здоровый образ жизни».

В ВУЗе предметы по выбору:

«Информатика и информационные технологии», «Информационные технологии и интернет», «Основы журналистики».

Спецкурсы по гуманитарным дисциплинам:

- «Формирование здорового образа жизни - основа гармонично развитого поколения

- «Национальная идея - наша идея»

- «Высокая духовность непобедимая сила»

- «Модернизации страны и формирование развитого гражданского общества»

- «Наша основная задача - обеспечение благосостояния и развития страны»

- «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирование гражданского общества в стране».

Органично включается в систему подготовки хореографических кадров национальная направленность образования, заключающаяся в единстве с национальной историей, народными традициями, сохранении и обогащении не только исполнительской, но и педагогической культуры Узбекистана. Но следует отметить и включение в качестве основных  составляющих достижения мировой хореографической дидактики и художественного балетного опыта, что очень четко прослеживается в предметном перечне рабочих программ хореографической Школы-Колледжа-Вуза.

Образовательная практика потребовала сегодня развития традиционных хореографических методик обучения танцевальному искусству и внедрения новых педагогических и информационных технологий.

В инновационном обучении важным является сознательный акцент на ценностно-личностные категории, и главный вектор направлен на формирование профессионально-творческого, нравственного, духовного потенциала личности. Профессорско-преподавательский состав ТГВШНТиХ уделяет серьезное значение  этому вопросу.  Так, на  теоретических кафедрах «Гуманитарных дисциплин» и « Теории и истории искусств»  подготовлены дидактические предметные комплексы, включающие в себя тексты лекций, информационные презентации, комплексы для самостоятельных работ студентов. Осуществляется разработка и реализация академической программы информатизации учебного и научного процессов.

III. Создание и внедрение системы объективной оценки качества образовательного процесса в ТГВШНТиХ определяется разработкой необходимой для этого нормативной документацией:

- типовым и вузовским положением  рейтинговой системы оценки знаний студентов;

- разработкой комплексов показателей эффективности обучения;

- внедрением систем критерий по всем учебным дисциплинам на всех ступенях системы непрерывного хореографического образования.

IV. Создание учебно-методической литературы нового образца, проведение теоретических изысканий в области хореографического искусства и смежных областях находятся в постоянном поступательном движении:

- совершенствование комплексного прогнозирования исследовательской базы учебно-методического совета Вуза.

- разработка учебно-методических комплексов, обеспечивающих качество учебного процесса.

- создание учебно-методической литературы по всем образовательным и специальным программам, по которым осуществляется обучение.

Издано:

Название

Автор

Год

издания

Место

издания

Издательство

Объем

п.л.

1

“Ритмика” (касб-хунар

коллежлари учун ўкув (кўлланма)

Хамраева Г. Р

2006

Ташкент

“Чўлпон”

5.5

2

Халк раксидан дарс бериш услублари”

Хамраева Г. Р.

2009

Ташкент

Star poligraf” ХФ

13

1

«Современный эстрадный танец» (Джазовый танец)

Колесьянов И. М.

2008

Ташкент

«Илм зиё»

9,0

4

“Уйгурский народный танец

Мухамедова У. Н.

2009

Ташкент

“Фан”

7

5

«Краткий курс лекций по теории музыки и анализу

музыкальных произведений»

Аманмурадова С. Ч.

2009

Ташкент

Star poligraf

9,0

6

«Сборник фортепианных пьес и ансамблей»

Аманмурадова С. Ч.

2010

Ташкент

OOO “Nur sehri oshiyoni”

21

7

«Выпускная квалификационная

работа по искусствоведению»

Мелькумова Э. И.

2010

Ташкент

«Extremom Press»

1.25

8

Музыкальная хрестоматия по

«Образцам народно-сценического танца»

Мелькумова Э. И.

2010

Ташкент

«Extremom Press»

4,62

9

Музыкальная хрестоматия по

«Образцам классического танца»

Мелькумова Э. И.

2010

Ташкент

«Extremom Press»

10,25

10

Сборник научных трудов

ТГВШНТиХ

Отв.редактор

Мелькумова Э.И.

2011

Ташкент

Методический кабинет

министерства по делам культуры и спорта

7

Готовится к печати:

Название

Автор

Род исследования

Объем

1

Узбекский танец

Махмудова М. М.

Методическое пособие

10

2

Методические рекомендации по

народно-сценическому танцу

Магдиева А. А.

Методическое пособие

10

3

Уйгурский танец

Махмудова М. М.

Методическое пособие

10

4

«Теория и методика преподавания

народно-сценического танца »

Комарова О. К

Методическое пособие

12

5

«Бальный танец»

Колесьянов И. М.

Методическое пособие

6

V. Работа с творческой молодежью

1. Выявление одаренной молодежи. Создание условий для последовательного получения фундаментальных и специальных знаний определяется организацией научных и творческих исследований учащейся молодежи, рассматриваемой  как составная часть всего учебного процесса:

-организация самостоятельной работы по всем учебным дисциплинам, с разработкой содержания, методов и форм отчетности, а главное, определением системы критерий ее оценивания.

- организация научно-исследовательской работы студентов с участием их в ежегодных вузовских, межвузовских ( УГК 2006-2010 гг.), а также республиканских конференциях; (Самарканд 2008), научных семинарах института искусствознания АН РУз. (Ташкент 2010);

- публикации по художественной проблематике студентов-искусствоведов в периодической печати;

-участие в конкурсах и номинирование на почетные звания;

-кружковая работа со студентами: «Дизайнер костюма», руководитель Саитова Э. Я.; «Молодой балетмейстер», руководитель Колесьянов И. М.; Хореографический кружок, руководитель Мухамедова У. Н.; Кружок по искусствоведению, руководитель Мелькумова Э. И.; «Информационные технологии в хореографическом искусстве», руководитель Нурмухамедов Т. Р.; «Духовность -природа - гармония», руководитель Варлашин С. Г.; «Физическая культура и спорт»,руководитель Мавлонов А.; «Английский язык», руководитель Кадыров С.

2. Участие учащейся молодежи в хореографических конкурсах:

Студенты колледжа

Конкурс

год

Регион

Награждение

1

Курамбоева

Гуландом Пирмат кизи

Художественный фестиваль

"Узбекистон сени куйлайман"

2008

городской

Диплом

Международный

танцевальный фестиваль "Орлеу"

в городе  Алма-Аты

2008

международный

1 место Диплом

"Зулфияхоним кизлари"

2009

районный

Диплом

"Келажак овози" -2009

2009

городской

Диплом

Конкурс "Нихол"

2010

районный

Диплом

2

Туйматова

Сарвиноз Иномбаевна

Фестиваль танцев в России

"Российские бриллианты" в Москве

2007

международный

Гран-при Диплом

Награждение за

Достижение успеха и участие в фестивале "Тасанно"

2007

республиканский

Сертификат

3

Юсупова Мадина

Международный танцевальный фестиваль "Орлеу"

в городе  Алма-Аты

2010

международный

Диплом

4

Ахмеджаева Гузалой

"Нихол"

2010

районный

Диплом

5

Ахмедова Лейла

Международный танцевальный фестиваль "Орлеу"

в городе  Алма-Аты

2008

международный

2 место Диплом

6

Ортиков Хамидулло

"Келажак овози" -2010

2010

городской

Диплом


Студенты ВУЗ

Участие в конкурсах

год

1

Юсупова Дилафруз Исламовна

Обладательница гран-при

Международного конкурса «Орлеу» городе Алма-Аты

2010

2

Авдеева Маргарита Вячеславовна

Обладательница 3 места

Международного конкурса «Орлеу» городе Алма-Аты

2010

3

Эргашева Мукаддам Гайратовна

Победительница республиканского конкурса «Келажак овози-2010»

2010

4

Шорахметова Нигина

Лауреат премии “Нихол- 2010”

2010

5

Ким Ольга Андреевна

Международный фестиваль танцевального искусства «Апрельская весна»

в Корейской Народно-Демократической республики в городе Пхеньян

2010

6

Ахмадулина Нигина

Участница Международного фестиваля танцевального искусства

в городе Казань Российской Федерации

2010

7

Жалилова Ширин

Лауреат танцевального конкурса им. М. Тургунбаевой.

2010

8.

Хамраева Нодира

Лауреат Международного фестиваля им. Чайковского,

Звезда узбекского балета 2009

2008

3. Студенты, имеющие государственные звания:

Ф.И.О.

Звание

1.

Хамраева Нодира

Заслуженная артистка Узбекистана

2.

Каххаров Эркин

Заслуженный артист Узбекистана

3.

Назарова Нгархан

Заслуженная артистка Каракалпакии

 

VI. Связь профессионального образования с хореографической практикой

- обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров на основе соединения обучения с производственной практикой;

- совместная подготовка театралов – хореографов без отрыва от профессиональной деятельности;

- определение объектов хореографической практики, выполняющие функции и заказчика и потребителя на рынке труда;

- обеспечение рабочими местами выпускников хореографического колледжа и ВУЗа в 2010 году:

- внедрение в систему малого бизнеса и  предпринимательства


Ф.И.О.

Год

окончания

ВУЗа

Наименование

организации

Место нахождения

коллективов

Время

организации

 

Виды предпринимательства

Область

город

1

Шалхарова Алия Богдановна

2007

Театр танца

"Офарин"

 

Ташкент

2003

Творческое

предпринимательство

2

Емельянова Олеся Евгеньевна

2006

"Шоу-балет"

 

Ташкент

2007

Творческое

предпринимательство

3

Алимджанов Нариман Февзиевич

2008

"Шоу-балет"

Ташкент

Чирчик

2008

Творческое

предпринимательство

4

Качалина Натэлла Игорьевна

2008

Художественная

группа "Аъло"

 

Ташкент

2008

Творческое

предпринимательство

5

Фролова Мария Михайловна

2010

Балетная  студия

 

Ташкент

2010

Творческое

предпринимательство

6

Тин Татьяна Альбертовна

2010

Корейский театр танца

 

Ташкент

2010

Творческое

предпринимательство

О трудоустройстве выпускников ТГВШНТиХ в 2010 году

Ф.И.О.

Год

окончания

ВУЗа

Наименование

организации

Место нахождения

коллективов

Время

организации

 

Виды предпринимательства

Область

город

1

Шалхарова Алия Богдановна

2007

Театр танца

"Офарин"

 

Ташкент

2003

Творческое

предпринимательство

2

Емельянова Олеся Евгеньевна

2006

"Шоу-балет"

 

Ташкент

2007

Творческое

предпринимательство

3

Алимджанов Нариман Февзиевич

2008

"Шоу-балет"

Ташкент

Чирчик

2008

Творческое

предпринимательство

4

Качалина Натэлла Игорьевна

2008

Художественная

группа "Аъло"

 

Ташкент

2008

Творческое

предпринимательство

5

Фролова Мария Михайловна

2010

Балетная  студия

 

Ташкент

2010

Творческое

предпринимательство

6

Тин Татьяна Альбертовна

2010

Корейский театр танца

 

Ташкент

2010

Творческое

предпринимательство

VII. Совершенствование системы управления образованием, развитие форм общественного управления реализуется в деятельности ТГВШНТиХ в следующих направлениях:

- развитие различных форм самоуправления - Попечительский совет, общественные организации: Комитет женщин, Камолот, профсоюзная организация.

- совершенствование и внедрение достойной системы оплаты труда, основанной на трех основных составляющих: заработная плата, премии, социальные выплаты.

VIII. Модернизация материально-технической базы в целях поддержки и совершенствования учебного, творческого, научного и воспитательных процессов осуществляется:

- создание условий для развития эффективных и экономически оптимальных форм реализации образовательных услуг, научно-исследовательской, творческой и концертной деятельности.

- формирование структуры и организации эффективной работы отдела технических средств обучения, включая кинозал и радиофикацию  хореографических залов;

- формирование состава и приобретение комплекса технического оборудования (видео- и аудиомагнитофоны),информационного оснащения хореографического обучения(видео и музыкальной фонотеки)

- разработка и реализация комплекса мер по развитию сервисной подструктуры ТГВШНТиХ (столовая, интернат, мед. центр и т.д.)

IX. Расширение и развитие сотрудничества образовательных культурных и научных организаций определялись направленностью деятельности ТГВШНТиХ.

- исследование оптимальных путей сотрудничества, взаимодействия и возможной интеграции ВУЗа или ее подразделений с театральным сообществом, учебными заведениями и организациями с целью повышения качества образования по образовательным программам (Институт Высшей педагогики,  ТУИТ, Институт культуры им. Кадири, Академический большой театр им. А. Навои, Узбекский Государственный театр музыкальной драмы им. Мукимий)

- разработка конкретных программ сотрудничества, методической помощи, прежде всего со средне-специальными заведениями в области искусства (колледж культуры, Республиканский эстрадно-цирковой колледж)

- взаимодействие с организациями различного профиля с целью формирования личности и социальных качеств специалистов-хореографов (Институт искусствознания АН РУ, Международный центр переподготовки журналистов).

- ансамбли («Узбекистан», «Сабо», «Тошкент зеболари», «Офарин»)

X. Развитие духовных и  нравственных качеств обучающихся на всех уровнях и ступенях непрерывного хореографического образования на основе принципов национальной независимости, богатого интеллектуального и духовного наследия народа и общественных ценностей.

- разработка научно-обоснованного комплекса мероприятий по воспитанию и духовно-нравственному формированию личности обучающихся, включая вопросы досуга;

- эстетическое и развивающее оформление помещений ТГВШНТиХ;

- создание системы воспитательных воздействий на обучающихся всех возрастных групп с целью формирования их духовно-нравственного и гуманитарного мировоззрения (комплексный план духовно-воспитательной работы).

Основой сохранения художественной сферы и обеспечения преемственности поколений в хореографическом искусстве является образовательная, художественно-творческая и научная деятельность ТГВШНТиХ. Направленность на всемирное развитие специалиста-хореографа определяется сохранением исполнительских традиций, педагогической и постановочной практикой, науки в области хореографического искусства и смежных гуманитарных отраслей, развитие и поддержка творческих, образовательных и научных школ данного учебного заведения. Вместе с тем, перед коллективом ТГВШНТиХ  встает необходимость решения долговременных задач разного экономического, образовательного и художественного характера, которые в общем процессе деятельности уже существующих звеньев непрерывного хореографического образования (спецшкола-колледж-Вуз) взаимообусловлены и системно связаны.

Поэтому попытаемся выделить главное:

- обеспечение сочетания централизации и самостоятельности подразделений учебного заведения, исходя из единства учебно-воспитательного и творчески-научного комплекса;

- совершенствование структуры непрерывного хореографического образования с целью обеспечения решения задач, провозглашенных в Уставе Вуза и стоящих перед образованием хореографов.  Приведение  ее в соответствии с нормативными требованиями;

- развитие учебных, научных и воспитательных подразделений с точки зрения совершенствования их структуры, кадрового состава и повышения качества работы;

- разработка на базе типовых вариантов, введение в действие и контроль исполнения локальных нормативных актов (положений)и должностных инструкций для каждого структурного подразделения и работников;

- в качестве основных направлений совершенствования образовательной структуры следует рассматривать: введение новых исполнительских  и педагогических кафедр; совершенствование работы воспитательного отдела; формирование отдела сценической и концертной деятельности;

- создание учебного театра ВУЗа и проработка вопроса об организации его работы на внебюджетной основе с целью пропаганды хореографического искусства;

- создание структур подготовительного отделения для поступления одаренных детей на исполнительскую специальность и талантливой молодежи – в хореографический ВУЗ;

- развитие бакалавриата, магистратуры и далее  аспирантуры, программ дополнительного профессионального образования, обеспечивающих непрерывность в образовании специалистов-хореографов;

- разработка конкретных проектов по модернизации материально-технической базы на основе финансирования из различных источников (бюджетные, внебюджетные, гранты, спонсорство);

- создание учебно-воспитательного центра творческой молодежи;

- решение оптимально-экономической формы реконструкции  здания ТГВШНТиХ, исходя из количественного контингента учащихся, материально-технического оснащения образовательного процесса;

- реконструкция помещений, столовой, медицинского центра, оснащения их современным оборудованием в соответствии с задачами по обслуживанию обучающихся и  сотрудников ТГВШНТиХ;

- совершенствование комплекса услуг, предоставляемых в интернате в соответствии с требованиями и задачами воспитательного, бытового, психологического обслуживания  учащихся;

- формирование целесообразной структуры информационного ресурсного центра, как учебно-методической творческой организации.

Реализация на практике данных целей и задач в деятельности нашего хореографического образовательного учреждения (Школа-Колледж-Вуз) обеспечивает поступательное развитие всех сфер деятельности и качество обучения и воспитания хореографической молодежи Узбекистана.

***