Ulanova
 
  Главная  
История ГАБТ им. А.Навои
История Государственного Академического большого театра оперы и балета имени Алишера Навои
Марка 1949 года    Зал Государственного Большого Академического театра им. Алишера Навои вмещает 860 человек. Репертуар театра составлен из классического материала и пьес, основанных на национальной истории, традициях и танцевальной культуре. Билеты на обычно популярные балетные постановки “Дон Кихот”, “Щелкунчик”, “Жизель”, “Лебединое озеро”, “1000 и одна ночь”, а также премьеры лучше приобретать заранее. Среди оперных постановок самыми популярными остаются “Севильский цирюльник”, “Кармен”, “Аида”, “Волшебная флейта”. Оперы демонстрируются на итальянском, русском и узбекском языках. Театр Алишера Навои единственный Большой театр в Центральном и Юго-восточном регионе. Здесь проводятся концерты, туры зарубежных исполнителей, сольные выступления ведущих солоистов и другие различные праздничные мероприятия. Театр участвует в разнообразных международных проектах и конкурсах, сотрудничает с посольствами и дипломатическими представителями зарубежных стран, аккредитованных в Узбекистане.
     
ГАБТ им. А. Навои       История театра берет свое начало с 1929 года, когда любительский концертно-этнографический ансамбль под руководством М.Кари-Якубова стал профессиональным музыкальным театром. В 1939 году он был переименован в Государственный Узбекский театр Оперы и Балета, а в марте 1948 года объединен с Русским оперным театром и стал называться Государственным театром оперы и балета им. Алишера Навои. Для успешного развития оперного и балетного искусства в 1959 году театру присвоили статус Академического, а в 1966 году – Большого театра. С момента основания Государственного Большого Академического театра им.Алишера Навои на его сцене прошли 356 оперных и балетных премьер. Более 6 миллионов зрителей посетили его зал, а на сцене выступали З. Соткилава, Е. Образцова, Е. Максимова, В. Васильев, М. Лиепа, Ю. Башмет и другие мастера мирового уровня. М. Плисецкая впервые участвовала в балете “Анна Каренина” на этой сцене. Театр неоднократно посещали первые лица зарубежных держав, президенты и премьер-министры. Здание театра является архитектурным сооружением середины 20-го века, а его интерьер является настоящим произведением народного прикладного искусства. Главным архитектором театра был академик Алексей Шусев, тот же человек, что построил мавзолей на Красной Площади в Москве. Воздвижение театра началось в 1939 году, в 1942 году проект был приостановлен в связи с тяжелыми военными временами, но в 1944 году строительство возобновилось. В ноябре 1945 года японские военнопленные Квантонской армии были депортированы в Ташкент. Они принимали участие в завершающей фазе строительства.
     
ГАБТ им. А. Навои  

Интерьер здания был оформлен лучшими местными ремесленниками – мастерами ганча Уста Ширин Мурадовым, Уста Болтаевым и другими. Интерьер боковых ответвлений театра – залы Ташкент, Бухара, Хорезм, Самарканд, Фергана и Термез – имеет свою специфику. Например, зал Бухара оформлен гравировками по ганчу, переплетающимися с зеркальной поверхностью стен. Подобная техника была впервые использована при строительстве замка бухарского эмира. Зал Хорезм украшен традиционными для этого города плитками. Залы и коридоры театра также украшает настенная живопись, иллюстрирующая отрывки из поэм А. Навои и изображающая ландшафты Узбекистана. Авторами этих настенных рисунков являются: Ч. Ахмаров, А. Татевосян и другие. До постройки театра на его месте находился воскресный рынок – главный рынок новой части города. После завершения строительства автор проекта Алексей Шусев получив государственную награду, предложил воздвигнуть фонтан на фасадной территории перед театром. Эта площадь получила название Театральной площади и в настоящее время является одним из красивейших мест города. Предметы, выполненные из ганча являются традиционными и они представляют собой одно из лучших направлений национального оформления интерьера театра.

 

   
ГАБТ им. А. Навои сегодня  
 Официальная страница театра