Ulanova
 
  Главная  
История Узбекского балета
Узбекский народ с древних времён имел развитую танцевальную культуру, как в фольклорной форме, так и в профессиональной народный танец. Узбекский классический танец оказал большое влияние на развитие современного балетного искусства Узбекистана. Его формированию активно способствовали деятели русской музыкальной культуры и театра. 
Фотография Макса Пенсона  

   Передовые деятели узбекского музыкального искусства интересовались русскими народными танцами и балетом. В 1909 известный артист Юсуп-Кизык Шакарджанов, показав в Петербургском Мариинском театре ферганский классический танец "Катта-уйин", имел возможность познакомиться с балетными спектаклями, которые произвели на него большое впечатление. Ученица Шакарджанова - прославленная создательница и исполнительница узбекского сценического танца Тамара Ханум сыграла огромную роль в организации и становлении музыкального балетного театра в республике.

После Октябрьской революции 1917 началось активное развитие проф. хореографического искусства, возрождение узбекского классического танца. В 1918 году в Ташкенте силами русских артистов и музыкантов была организована "Русская государственная опера" (с 1929 - Театр оперы и балета им. Свердлова), при которой существовала небольшая балетная труппа, выступавшая в операх и с отдельными номерами в концертах. Её первыми самостоятельными работами были "Лебединое озеро" (в роли Одетты - Одиллии Н. И. Сальникова) и "Шехеразада" (балетмейстер М. Ф. Моисеев), оба – 1925 году. В труппе работали: балетмейстеры - И. И. Арбатов, П. К. Йоркин, А. Р. Томский (1937-48); артисты - Е. Е. Семёнова, Г. Покровская, В. Н. Губская, Т. Д. Кутасова, Н. А. Довгелли, Н. П. Егоров, В. И. Нежданов, Е. П. Новиков, Г. М. Галетко и другие. В репертуар вошли: "Красный мак" (балетмейстер Ю. Рейнеке), "Саламбо"; "Ференджи" Яновского (оба - балетмейстер Арбатов), "Лебединое озеро", "Дон Кихот" (балетмейстер Йоркин), "Бахчисарайский фонтан", "Конёк-Горбунок", "Кавказский пленник", "Раймонда", "Тщетная предосторожность", "Лауренсия" (балетмейстер Томский) и другие.
 
    В 1926 году по инициативе певца и театрального деятеля М. Кари-Якубова и Тамары Ханум была организована 1-я Узбекская государственная передвижная концертно-этнографическая труппа (в 1929 преобразована в Узбекский музыкально-драматический театр), при которой Тамара Ханум создала танцевальную студию, где преподавали классический танец. В студии, кроме Ханум, работали московский педагог и балетмейстер К. А. Бек, артисты Театра оперы и балета им. Свердлова Егоров и Губская. В 1933 году в Ташкенте была организована балетная школа (Узбекское хореографическое училище), где классический танец преподавали артисты театра им. Свердлова и Е. К. Обухова, в прошлом артистка петербургского Мариинского театра. В 1940 году Губская и Егоров поставили силами учащихся балет "Аистёнок". В 1933 в Узбекском музыкально-драматическом театре был поставлен первый национальный балет-пантомима "Пахта" Рославца (балетмейстер Бек и У. А. Камилов) - опыт создания многоактного спектакля средствами народной хореографии. В 1939 был показан национальный балет - "Шахида" Таля (балетмейстер А. Томский, Камилов и М. Т. Тургунбаева).
     
    В 1939 на базе Узбекского музыкально-драматического театра открылся Узбекский государственный театр оперы и балета. В 1940 театр поставил национальный балет, надолго вошедший в его репертуар - "Гуляндом" Брусиловского (балетмейстер Арбатов, Ханум, Камилов, Губская) и "Сердце гор" Баланчивадзе (балетмейстер Е. Н. Барановский). В этот период в балетной труппе были артисты, владевшие народным узбекским сценическим танцем (Тургунбаева, Р. З. Каримова, Ф. Х. Джалилова, Х. Р. Рахимова, Д. А. Алимов, А. И. Гафуров и др.), поэтому во всех спектаклях использовался главным образом узбекский классический или народно-характерный танец. В 1941 республиканскую балетную школу окончили молодые артистки Г. Б. Измайлова, Р. Урманцева, Н. П. Таршилова, но из-за отсутствия подготовленного кордебалета до 1943 года они участвовали только в оперных спектаклях.
    В 1943 году по инициативе балетмейстера Ф. В. Лопухова был поставлен балет "Акбиляк" Василенко, где в главной партии птицы Семург выступила Измайлова.

    В первое послевоенное десятилетие в развитии узбекского балета были достигнуты значительные успехи. При театре балетмейстер Йоркин (возглавлял труппу с 1944 года) создал балетную студию. Учащиеся студии и выпускники балетной школы составили ядро труппы. В 1945 был пост. 3-й акт "Лебединого озера", в 1947 - "Коппелия". В 1947 было основано Узбекское хореографическое училище, выпускники которого впоследствии составили основную часть трупп Театра им. Навои, а позже Самаркандского театра. В 1948-51 годах при Московском хореографическом училище работала узбекская балетная студия (педагоги М. А. Кожухова и Н. И. Тарасов), которую окончили многие известные артисты узбекского балета.

    В 1948 году Узбекский театр оперы и балета и Театр оперы и балета им. Свердлова слились и стали называться Театром имени Алишера Навои (ГАБТ). Балетная труппа укрепилась. Были поставлены балеты "Конёк-Горбунок", "Бахчисарайский фонтан", "Красный мак", "Лебединое озеро", балет из жизни современного Узбекистана - "Балерина" Мушеля (1949 год, балетмейстер Йоркин). В 1940 - начале 50-х гг. выдвинулись артисты, отличавшиеся яркой танцевальной и актёрской индивидуальностью, - Измайлова, Г. Н. Маваева, Х. А. Камилова, К. Ю. Юсупова, Л. А. Баширова, Б. К. Завьялов. Выпускницы Узбекского хореографического училища Т. Г. Литвинова пост. "Юность" Чулаки и "Эсмеральду" (оба - 1951), Губская - "Берег счастья" и "Спящую красавицу" (оба - 1953).

   Приход в труппу в 1954 году первых выпускников Узбекского хореографического училища позволил существенно обновить её состав и ввести в репертуар новые классические балеты ("Жизель", 1957; "Шопениана", 1960, и др.). Ведущие солисты в 50-60-х гг. - Измайлова, Б. Р. Кариева, Х. А. Камилова, Ф. Кайдани, Д. Б. Арипова, Н. И. Подчикова, В. Я. Проскурина, Л. А. Миальная, Р. З. Курмаева, С. Р. Тангуриева, Р. Т. Тангуриев, А. Н. Назруллаев, Р. С. Султанов, Б. У. Усманкулов, В. М. Корсунцев, А. Г. Абдурахманов, Ю. А. Шутов, Куркмас Сагатович Сагатов, В. А. Васильев. Репертуар пополнился балетами "Лебединое озеро" (в ред. В. П. Бурмейстера, балетмейстер Завьялов и Измайлова), "Ойниса" Д. Закирова и Б. Ф. Гиенко (балетмейстер Т. Г. Литвинова), "Маскарад" (балетмейстер И. В. Смирнов), "Мечта" Акбарова (балетмейстер Измайлова и Завьялов).

  К начале 70-х гг. вырос профессиональный уровень труппы. В её репертуар прочно вошли балеты классического наследия ("Дон Кихот", "Лебединое озеро", "Жизель", "Шопениана", "Корсар") и современные балеты ("Бахчисарайский фонтан", "Барышня и хулиган", "Доктор Айболит", "Анна Каренина" и др.). Были созданы новые национальные балеты: "Тановар" Козловского (1971, балетмейстер Н. С. Маркарьянц), "В долине легенд" Мусаева (1977, балетмейстер Ю. В. Папко и Ю. Скотт). Вместе с ведущими солистами в труппе стали работать молодые исполнители: Р. Р. Муратова, И. И. Контяво, Вячеслав. А. Егай, Х. Ф. Шамсутдинов, Р. В. Куприев, Х. Базоров, Н. Зенкина, Л. Талдыкина, Т. Стадник и др. В 1978 году Бернара Кариева создала творческую группу Молодой балет театра Навои, экспериментирующую в области языка национально-классического танца. В 1964 году в республике был создан Самаркандский театр оперы и балета. Его организатором и первым художественным руководителем был узбекский композитор и дирижёр Народный артист СССР Мухтар Ашрафович Ашрафи.  Труппа театра создала несколько новых национальных балетов: "Дракон и солнце" Зейдмана (1967, балетмейстер Т. К. Дусметов), "Самаркандская легенда" Мушеля (1970, балетмейстер А. М. Муминов), "Сказание о Рустаме" М. Ашрафи (1977, балетмейстер Сунмас Шукурович Бурханов, сын знаменитого узбекского киноактера Шукура Бурханова).

Народный артист СССР Мухтар Ашрафович Ашрафи