Ulanova
  Главная  

О КОЛЛЕДЖЕ

Интенсивное социальное и культурное строительство Узбекистана 30-х годов прошлого столетия обосновало потребность в воспитании и подготовке профессиональных кадров во всех областях науки и культуры. 

Фотография Макса Пенсона  

   1933 году в здании старой Ташкентской консерватории открывается первая в республике балетная школа-студия и его директором назначают Низома Холдарова. Первыми педагогами балетной школы-студии были: Т.Бек, Е.К. Обухова, Т. Ханум, М. Тургунбаева, В.Н. Губская, У.А. Камилов и др. Основываясь на традиции русской и народной хореографии за годы работы было подготовлено много замечательных исполнителей, среди них: Народная артистка СССР Галия Измайлова, Розия Каримова: Заслуженные артистки Узбекистана Мира Шерова, Мила Мусаева, Наиля Баширова; прекрасные танцовщики и танцовщицы Тамара Литвинова, Римма Кугушева, Мамура Ходжаева, Хабиб Назруллаев, Анвар Казаков и др.

   Отсутствие архивов и необходимых документов не дает возможности назвать всех преподавателей, работающих в те годы в школе-студии, но благодаря их кропотливому труду, заложились основы преподавания, методические принципы, создались благоприятные условия для воспитания целой плеяды блестящих хореографов-исполнителей, таких как: Народные артистки Узбекистана Гульнара Маваева, Клара Юсупова, Халима Камилова, Розия Каримова; Заслуженных артистов Узбекистана Фатимы Насыровой, Раисы Ходжисаидовой, Рафика Султанова, Раджаба Тангуриева и др.

   Важная роль хореографического искусства в культурном просвещении общества, функционирование множества любительских и профессиональных коллективов, деятельность Узбекского Государственного музыкального театра повлекли за собой необходимость расширения базового учебного заведения, выпускающего профессиональных исполнителей.  В 1947 году школа-студия была переименовано в хореографическое училище.

   
Фотография Макса Пенсона  
     
   Директором был назначен М. А. Харатов, художественным руководителем З. А. Афанасьева, начальником учебной части А. С. Городецкий. И далее, среди выпускников хореографического училище были замечательные хореографы, балетмейстеры, исполнители, многие из них сыграли в дальнейшем исключительную роль в становлении хореографического искусства Узбекистана, такие как: Народные артистки СССР Б. Кариева, К. Миркаримова; Народные артисты Узбекистана Г. Хамраева, В. Проскурина, Т. Юнусова, С. Шарипова, В. Васильев, Д. Джаббарова, М. Ахмедова, Р. Низамова, В. Романова, М. Эргашева, Г. Камилова 3. Давлетмурадова и др.; Народные артисты Узбекистана и лауреаты Государственных премий Узбекистана В. Н. Романова, Р. Низамова, З. Сафарова; Заслуженные артисты Узбекистана Н. Хасанова, Г. Фазылджанова, З. Рахматуллаева, Э. Расульходжаева, С. Тангуриева, Г. Джураева, Ф. Салихова, Р. Султанова, Н. Якубова, Н. Мадрахимова, К. Узакова, Р. Низамова, С. Мансурходжаева, Е. Тухтаева, Андрей Шалберкин и др; Заслуженные деятели културы Узбекистана: А. Н. Муминов, Ю. Исматова, Ш. Ахмедов и др.; заслуженный артист Каракалпакии и заслуженный деятель культуры Узбекистана К. Сагатов; Народные артисты Каракалпакии Замир Нурымбетов, Народный артист Киргизстана С. В. Молдабасанова; Заслуженные наставники молодежи: Т. А. Мусаилова, И. А. Кеворкова, Шухрат Махмудович Тохтасимов.
     
Фотография Макса Пенсона  

   Серьезные творческие задачи решают сегодня бывшие выпускники хореографического колледжа, являясь главными балетмейстерами и руководителями крупнейших хореографических коллективов республики: Народный артист Узбекистана И. Ю. Юсупов главный балетмейстер театра им А.Навои; народная артистка  Узбекистана М. Эргашева руководитель  ансамбля «Бахор»; народный артист Узбекистана К. Муминов руководитель ансамбля «Узбекистан»; А. Шалхарова руководитель ансамбля «Офарин» З. Мадрахимова - балетмейстер ансамбля министерства обороны РУ.

   В 1997 году с открытием Высшей школы хореографии, коллектив нацелился на решение новых задач в воспитании профессиональных хореографических кадров, способных продолжать учебу в высшем учебном заведении. Появилась необходимость пересмотра программ с учетом преемственности звеньев системы хореографического образования. Был расширен ракурс общеобразовательного блока.

В 2004 году приказом Министерства высшего и среднего образования Хореографическое училище получило статус Хореографического колледжа.
Фотография Макса Пенсона  

   Кардинальное улучшение кадрового состава, структурная перестройка всей системы хореографического образования, способствовали развитию духовных и нравственных качеств, обучающихся на всех уровнях и ступенях непрерывного образования на основе принципов национальной независимости, интеллектуального и духовного наследия народа и общечеловеческих ценностей. Именно этими целями и задачами определяется сегодня учебно-образовательная деятельность хореографического колледжа. С годами расширялся и педагогический состав колледжа, пополняясь за счет выпускников.

   В результате многих преобразований сложилась структура учебного заведения, которая позволила системно решать необходимые задачи. Однако процесс формирования на этом этапе не завершился, колледж продолжает развиваться в соответствии с поступательными движениями жизни и хореографической практики, определяя новые задачи и внося коррективы в созданное. Активизировалась научно-методическая деятельность педагогов, нашедшая осуществление в ряде публикаций базовых учебно-методических пособий по классическому, узбекскому и народно-сценическому танцам. Учащиеся хореографического колледжа систематически участвуют в республиканских конкурсах,  становясь; лауреатами и дипломатами.           
 Сегодня в хореографическом колледже обучаются свыше 600 учащихся. Педагогический коллектив составляет свыше 85 высоко квалифицированных специалистов-мастеров своего дела.

     

*** 

 Классический танец, канонизированная система выразительных средств хореографического искусства, основанная на принципе поэтически-обобщённой трактовки сценического образа; раскрытие эмоций, мыслей и переживаний средствами пластики, "Хореографический танец", как термин употребляется с конца 19 века.

Хореография (от греч. choreia — пляска и ...графия), 1) первоначальное значение термина — запись танца. В конце 15 - начале 16 вв. была предпринята первая попытка записи, но только в конце 17 — начале 18 вв. французские балетмейстеры и учителя танцев (П. Бошан, Р. Фёйе, П. Рамо) положили начало системе записи танца, получившей затем широкое распространение. Термин «Хореография» введён танцмейстером Фёйе, автором книги «Хореография, или искусство записи танца...» (1700). В России в конце 18 в. были созданы две системы записи: А. Я. Цорна (1889), использовавшаяся преимущественно преподавателями бальных танцев, и В. И. Степанова (1891), по его системе записаны 27 балетов из репертуара Мариинского театра (Петербург). 2) искусство сочинения танцев и балетов (в этом значении термин применяется с середины 19 в.). Поэтому автора балетов балетмейстера иногда называют хореографом. 3) Танцевальное искусство в целом. Один из древнейших видов творчества, выразительным средством которого служат движения человеческого тела, связанные с музыкальным сопровождением.